Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы организации работы младших школьников на уроках математики через использование различных педагогических технологий
1.1. Анализ понятия педагогические технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Современное понятие педагогической технологии чрезвычайно широко. В данной работе речь пойдёт о развивающих педагогических образовательных технологиях и их преимуществах по сравнению с другими педагогическими технологиями, которые сегодня используют практически все педагоги. Прежде чем раскрыть понятие педагогическая технология, необходимо упомянуть, что чаще всего это понятие используют во всех случаях, когда говорят о развивающем обучении, поскольку эти понятия неразрывны между собой, и эти понятия будут упоминаться оба [11].
Под образовательной средой сегодня понимают психолого-педагогическую реальность и сочетание сложившихся исторических влияний. Это намеренно созданные педагогические условия и обстоятельства, которые направлены на формирование и развитие личности младшего школьника. Можно говорить о том, что – это специфичное системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Прежде всего, речь идёт об учителе начальных классов и младших школьниках. Логическая подготовка младшего школьника чрезвычайно важна, особенно при изучении образовательной области математика.
В условиях совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность поиска развития содержания образования и определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными для логической подготовки учеников.
Логическая подготовка связана непосредственно с уровнем интеллектуального развития субъекта, соответственно возрасту [15]. Психологи и педагоги чаще говорят о развитии логического мышления школьников. Проблема исследования логического мышления является всегда актуальной, поскольку разные исследователи пишут о различных подходах к изучению сущности интеллекта и мышления в целом.
В.В. Левитес пишет, что логичность как признак культуры речи формируется на уровне: мышление - язык – речь. Эта взаимосвязь зависит от степени овладения приемами умственной деятельности и знания законов логики [3]. В начале школьного обучения развитие ребенка характеризуется ситуативностью в становлении логической составляющей мышления.
Ребёнок ещё не может осуществлять самоконтроль за мыслительными операциями, доказательно рассуждать и сопоставлять выбор способов деятельности с начальными условиями и результатами задания. Суждения дошкольников являются следствием оформления их эмпирического опыта. Дидактический акцент в этом случае меняется с условия задания на конечную цель его выполнения при усилении роли содержательно-мотивационной составляющей.
Чтобы логическое мышление ребёнка развивалось системно и комплексно. Необходимо использовать дифференцированный подход в обучении и систему практически-ориентированных задач, направленных на развитие логичности мышления субъекта. развивающие возможности образовательной области математики лучше всего позволяют это делать, начиная с начальной школы.
В логической подготовке младших школьников отдельный класс составляют задания, дидактические цели которых сосредоточены на формировании правильных структур мышления учеников. Логические операции в речевом варианте обогащают словарь детей. Представленные системой разнотипных разноуровневых заданий, они способствуют развитию мыслительных операций и более глубокому, осознанному восприятию учебного материала младшим школьником. Качество логической подготовки детей обеспечивается решением следующих задач:
-знакомство детей с элементами логики высказываний
- формирование у школьников умение рассуждать по законам формальной логики;
- – закрепление языковых аналогов в речевой практике;
-выработка навыков применения языковых аналогов при решении стандартных и творческих задач;
-знакомство детей с понятиями истинности - ложности высказываний
-обоснование ребенком оценочных суждений и выводов [16].
Любые логические задания являются развивающими. В учебниках такие задания представлены как задачи нестандартные, с логической нагрузкой, творческой или повышенной сложности. Их выполнение в условиях класса требует моделирования учебного процесса с целью детальной разработки фрагмента урока с учетом познавательных возможностей различных групп учеников.
Такие задания учителя предлагают способным ученикам или выборочно для всего класса. Их решения часто являются результатом догадки или угадывания некоторыми детьми ответа при потенциальной пассивности большинства учеников. Изучение младшими школьниками математики связано с общими и специфическими видами познавательной деятельности, среди общих видов которой главное место занимают приемы логического мышления. Учитель должен проектировать учебный процесс таким образом, чтобы развивать у младших школьников умение мыслить самостоятельно, продуктивно и логично.
Дифференцированное обучение – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в образовательном процессе. Осуществляется этот процесс в форме группирования учащихся в выделенных группах. Это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.
В такой системе каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Прежде всего, дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса. Цель дифференциации учебного процесса – обучение каждого субъекта на уровне его возможностей, способностей, и особенностей. Такого рода среду необходимо специально проектировать. Проектированием развивающей образовательной среды в начальной школе занимается учитель начальных классов.
Педагог работает в соответствии с требованием государственного федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Само введение ФГОС кардинально изменило отношения участников образовательного процесса в целом, начиная от ДОУ и заканчивая вузами. Находясь в поле конкретной образовательной среды, каждый ребёнок проявляет активный характер её познания, при условии, что у него сформирована учебная мотивация. В этом случае ребёнок проявляет активный характер познания и демонстрирует большой интерес к учебно – воспитательному процессу.
Прежде чем рассматривать проектирование образовательной среды в начальной школе, с позиции дифференцированного подхода к обучению, необходимо отметить роль ФГОС НОО в образовательном процессе школы. Каждая современная российская школа сегодня реализует Требования федерального нормативного документа – ФГОС. Ведущей целью ФГОС является ориентация школы на новые подходы в обучении школьников. в отличие от традиционного образования современная образовательная среда реализует системно – деятельностный и личностно-ориентированный подходы [13]. Прежде всего, это направлено на индивидуализацию образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Л.С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
2. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 20.043.2024).
3. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.043.2024).
4. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 20.043.2024).
5. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.043.2024).
6. Занина, Л.В. возможности проектной технологии на уроках математики в начальной общеобразовательной школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF ((дата обращения: 20.043.2024).
7. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2018. – 234 с.
8. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
9. Нарыкова, Г.В. организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.043.2024).
10. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.043.2024).
11. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 20.043.2024).
12. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 20.043.2024).
13. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
14. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
15. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику начальной школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.043.2024).
16. Система Л.В. Занкова: развитие, творчество, достижения: материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / под ред. О.Н. Нагаевой. - Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – 109 с.
17. Степанов, П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях [Текст] / П.В.Степанов // Сибирский педагогический журнал, 2017. No 2. С. 121–128.
18. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2005. - С. 48-50.
19. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
20. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
21. Шаркова, С.А. Включение учителя и учащихся в творческую деятельность – основной путь развивающего обучения. Материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / С.А. Шаркова. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. - С.28-34.
22. Шашурина, М.П. Элементы системы Л.В. Занкова в дистанционном обучении детей с ОВЗ. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /М.П. Шашурина. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – С.87-93.
23. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
24. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 20.043.2024).
25. Якушко, В.М. Современные технологии формирования познавательного интереса в учебной деятельности учащихся младших школьников// начальная школа. 2016 - No 11- С.104-110 [Электронный ресурс] http://storytelling-ru.livejournal.com/ (дата обращения: 20.043.2024).